Ответственность за правонарушения, создающие условия для коррупции, и коррупционные правонарушения устанавливается Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях, Уголовным кодексом Республики Беларусь и иными законодательными актами.

Борьбу с коррупцией осуществляют органы прокуратуры, внутренних дел и государственной безопасности (статья 6 Закона Республики Беларусь от 15.07.2015 № 305-З «О борьбе с коррупцией» (далее – Закон).

Государственные органы, осуществляющие борьбу с коррупцией, решают стоящие перед ними задачи самостоятельно и во взаимодействии между собой, с другими государственными органами и иными организациями, а также при содействии граждан Республики Беларусь.

Генеральная прокуратура является государственным органом, ответственным за организацию борьбы с коррупцией (статья 7 Закона). В органах прокуратуры, внутренних дел и государственной безопасности создаются специальные подразделения по борьбе с коррупцией. Порядок создания в органах прокуратуры, внутренних дел и государственной безопасности специальных подразделений по борьбе с коррупцией определяется Президентом Республики Беларусь (статья 8 Закона).

Совершение коррупционного правонарушения может повлечь за собой применение следующих видов юридической ответственности: уголовную, административную, дисциплинарную, гражданскую.
Дисциплинарная ответственность – вид юридической ответственности, представляющий собой обязанность работника понести взыскание, предусмотренное законодательством за 63 совершение виновного, противоправного проступка.

Административная ответственность– вид юридической ответственности, которая выражается в применении уполномоченным кругом органов или должностных лиц в соответствии с действующим законодательством административных взысканий к лицам, совершившим административное правонарушение.

Уголовная ответственность за коррупционные преступления – это осуществляемое от имени Республики Беларусь по приговору суда осуждение должностного лица, совершившего коррупционное преступление, и применение к этому лицу на основе осуждения наказания либо иных мер уголовной ответственности в соответствии с Уголовным кодексом.

Правонарушениями, создающими условия для коррупции, в соответствии со статьей 25 Закона являются:

  • вмешательство государственного должностного лица в деятельность других должностных лиц, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, если это не входит в круг его полномочий и не основано на законодательном акте;
  • оказание государственным должностным лицом при подготовке и принятии решений неправомерного предпочтения
  • интересам физических или юридических лиц либо предоставление им необоснованных льгот и привилегий или оказание содействия в их предоставлении;
  • использование государственным должностным или приравненным к нему лицом служебного положения при решении вопросов, затрагивающих его личные, групповые и иные внеслужебные интересы, если это не связано со служебной (трудовой) деятельностью;
  • участие государственного должностного лица в качестве представителя третьих лиц в делах государственного органа, иной организации, служащим (работником) которого (которой) он является, либо подчиненного (подчиненной) и (или) подконтрольного (подконтрольной) ему (ей) государственного органа, иной организации;
  • использование государственным должностным или приравненным к нему лицом в личных и иных внеслужебных интересах информации, распространение и (или) предоставление которой ограничено, полученной при исполнении им служебных (трудовых) обязанностей;
  • отказ государственного должностного или приравненного к нему лица в предоставлении информации физическим или юридическим лицам, предоставление которой этим лицам предусмотрено актами законодательства, умышленное несвоевременное ее предоставление или предоставление неполной либо недостоверной информации;
  • требование государственным должностным или приравненным к нему лицом от физических или юридических лиц информации, в том числе документов, предоставление которой не предусмотрено актами законодательства;
  • нарушение государственным должностным лицом в личных, групповых и иных внеслужебных интересах установленного законодательными актами порядка рассмотрения обращений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц и принятия решений по вопросам, входящим в его компетенцию;
  • создание государственным должностным или приравненным к нему лицом препятствий физическим или юридическим лицам в реализации их прав и законных интересов;
  • делегирование государственным должностным лицом полномочий на государственное регулирование предпринимательской деятельности либо на контроль за ней лицу, осуществляющему такую деятельность, если это не предусмотрено законодательными актами;
  • нарушение государственным должностным или приравненным к нему лицом установленного актами законодательства порядка проведения конкурсов, аукционов, процедур закупок;
  • требование государственным должностным или приравненным к нему лицом предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи, а равно нарушение государственным должностным или приравненным к нему лицом порядка ее предоставления, получения и использования, установленного актами законодательства.

Согласно статье 37 Закона коррупционными правонарушениями являются:

  • вымогательство государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом имущества или другой выгоды в виде работы, услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц в обмен на любое действие или бездействие при исполнении служебных (трудовых) обязанностей;
  • принятие государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом имущества или другой выгоды в виде работы, услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц в обмен на любое действие или бездействие при исполнении служебных (трудовых) обязанностей, кроме предусмотренной законодательством оплаты труда;
  • предложение или предоставление государственному должностному или приравненному к нему лицу либо иностранному должностному лицу имущества или другой выгоды в виде работы, услуги, покровительства, обещания преимущества для них или для третьих лиц в обмен на любое действие или бездействие при исполнении служебных (трудовых) обязанностей;
  • действие или бездействие государственного должностного или приравненного к нему лица либо иностранного должностного лица при исполнении служебных (трудовых) обязанностей в целях незаконного извлечения выгоды в виде работы, услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц;
  • незаконное использование или умышленное сокрытие имущества, полученного государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом от любой деятельности, указанной в абзацах втором, третьем, пятом и двенадцатом настоящей части;
  • принятие государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом в связи с исполнением служебных (трудовых) обязанностей имущества или получение другой выгоды в виде работы, услуги для себя или третьих лиц, за исключением случаев, предусмотренных частью седьмой статьи 17 настоящего Закона;
  • осуществление государственным должностным или приравненным к нему лицом поездки за счет физических и (или) юридических лиц, отношения с которыми входят в вопросы его служебной (трудовой) деятельности, за исключением следующих поездок: служебных командировок; по приглашению супруга (супруги), близких родственников или свойственников; осуществляемых в соответствии с международными договорами Республики Беларусь или по договоренности между государственными органами Республики Беларусь и органами иностранных государств за счет средств соответствующих государственных органов и (или) международных организаций; осуществляемых с согласия вышестоящего должностного лица либо коллегиального органа управления для участия в международных и зарубежных научных, спортивных, творческих и иных мероприятиях за счет средств общественных объединений (фондов), в том числе поездок, осуществляемых в рамках уставной деятельности таких общественных объединений (фондов) по приглашениям и за счет зарубежных партнеров;
  • передача государственным должностным лицом физическим лицам, а также негосударственным организациям бюджетных средств или иного имущества, находящегося в государственной собственности либо в собственности организаций, в уставных фондах которых 50 и более процентов долей (акций) находится в собственности государства и (или) его административно-территориальных единиц, если это не предусмотрено законодательными актами;
  • использование государственным должностным лицом в личных и иных внеслужебных интересах предоставленного ему для исполнения служебных (трудовых) обязанностей имущества государственного органа, иной государственной организации, организации, в уставном фонде которой 50 и более процентов долей (акций) находится в собственности государства и (или) его административно-территориальных единиц, если это не предусмотрено законодательными актами и постановлениями Совета Министров Республики Беларусь;
  • использование государственным должностным лицом своих служебных полномочий в целях получения кредита, займа, приобретения ценных бумаг, недвижимого и иного имущества;
  • хищение, в том числе мелкое, путем злоупотребления служебными полномочиями.

Трудовой договор с работником, являющимся государственным должностным лицом, может быть прекращен:

1) на основании п.5 ч.1 ст.47 ТК - в связи с не подписанием обязательства, включающего обязанности соблюдать ограничения, установленные ст.17-20 Закона, и порядок предотвращения и урегулирования конфликта интересов, предусмотренный ст.21 Закона;

2) на основании п.51 ч.1 ст.47 ТК - в связи с нарушением не только ограничений, установленных ст.17-20 Закона, но и порядка предотвращения и урегулирования конфликта интересов, предусмотренного ст.21 Закона.

Законом предусмотрена дисциплинарная ответственность за следующие дисциплинарные проступки:

  • неисполнение должностным лицом кадровой службы соответствующего государственного органа, иной организации возложенным на них должностных обязанностей по оформлению письменного обязательства государственного должностного лица, лица, претендующего на занятие должности государственного должностного лица, либо за несвоевременное ознакомление государственных должностных лиц с предъявляемыми к ним требованиями (ч.4 ст. 16).
  • за непредоставление государственным должностным лицом уведомления о возникшем конфликте интересов или возможности его возникновения, если ему было известно о возникновении конфликта интересов или возможности его возникновения (ч. 6 ст. 21).
  • за нарушение руководителями государственных органов и иных государственных организаций порядка приема лиц на государственную службу, выдачу характеристик на работников, содержащих заведомо недостоверную информацию (ст. 23).
  • за совершение правонарушения, создающего условия для коррупции (ст. 25).
  • за непредоставление декларации о доходах и имуществе или внесение в нее неполных и (или) недостоверных сведений (ч. 4 ст. 34).
  • за совершение коррупционного правонарушения (ст. 37).

Руководители государственных органов и иных организаций в пределах своей компетенции обязаны привлекать лиц, совершивших правонарушения, создающие условия для коррупции, или коррупционные правонарушения, а также нарушивших письменное обязательство, предусмотренное статьей 16 Закона, к дисциплинарной ответственности вплоть до освобождения от занимаемой должности (увольнения) в порядке, установленном законодательными актами (ст.43 Закона).

Гражданско-правовая ответственность: лицо, которое причинило вред совершением коррупционного правонарушения или правонарушения, создающего условия для коррупции, обязано возместить его в полном объеме (ч. 1 ст. 42 Закона), ст. 933 Гражданского кодекса Республики Беларусь. При этом подлежат возмещению как материальный, в том числе убытки, так и моральный вред (ст. 152 ГК).

Уголовная ответственность за коррупционные преступления является самым строгим видом государственного принуждения. Составы коррупционных преступлений предусмотрены Уголовным кодексом Республики Беларусь:

  • статья 210. Хищение путем злоупотребления служебными полномочиями. Завладение имуществом либо приобретение права на имущество, совершенные должностным лицом с использованием своих служебных полномочий
  • статья 235. Легализация («отмывание») материальных ценностей, приобретенных преступным путем, совершенная должностным лицом с использованием своих служебных полномочий. Совершение финансовых операций со средствами, полученными заведомо преступным путем, для придания правомерного вида владению, пользованию и (или) распоряжению указанными средствами в целях утаивания или искажения происхождения, местонахождения, размещения, движения или действительной принадлежности указанных средств.
  • статья 424. Злоупотребление властью или служебными полномочиями из корыстной или иной личной заинтересованности. Умышленное вопреки интересам службы совершение должностным лицом из корыстной или иной личной заинтересованности действий с использованием своих служебных полномочий, повлекшее причинение ущерба в крупном размере или существенного вреда правам и законным интересам граждан либо государственным или общественным интересам (злоупотребление властью или служебными полномочиями).
  • статья 425. Бездействие должностного лица из корыстной или иной личной заинтересованности. Умышленное вопреки интересам службы неисполнение должностным лицом из корыстной или иной личной заинтересованности действий, которые оно должно было и могло совершить в силу возложенных на него служебных обязанностей, сопряженное с попустительством преступлению либо повлекшее невыполнение показателей, достижение которых являлось условием оказания государственной поддержки, либо причинение ущерба в крупном размере или существенного вреда правам и законным интересам граждан либо государственным или общественным интересам (бездействие должностного лица).
  • статья 426. Превышение власти или служебных полномочий, совершенное из корыстной или иной личной заинтересованности. Умышленное совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы прав и полномочий, предоставленных ему по службе, повлекшее причинение ущерба в крупном размере или существенного вреда правам и законным интересам граждан либо государственным или общественным интересам (превышение власти или служебных полномочий)
  • статья 429. Незаконное участие в предпринимательской деятельности. Учреждение должностным лицом, находящимся на государственной службе, организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность, либо участие его в управлении такой организацией лично или через иное лицо вопреки запрету, установленному законом, если должностное лицо, используя свои служебные полномочия, предоставило такой организации льготы и преимущества или покровительствовало в иной форме.
  • статья 430. Получение взятки. Принятие должностным лицом для себя или для близких материальных ценностей либо приобретение выгод имущественного характера, предоставляемых исключительно в связи с занимаемым им должностным положением, за покровительство или попустительство по службе, благоприятное решение вопросов, входящих в его компетенцию, либо за выполнение или невыполнение в интересах дающего взятку или представляемых им лиц какого-либо действия, которое это лицо должно было или могло совершить с использованием своих служебных полномочий (получение взятки)
  • статья 431. Дача взятки.
  • статья 432. Посредничество во взяточничестве. Непосредственная передача взятки по поручению взяткодателя или взяткополучателя (посредничество во взяточничестве)
  • статья 455. Злоупотребление властью, превышение власти либо бездействие власти, совершенные из корыстной или иной личной заинтересованности. Злоупотребление начальника или должностного лица властью или служебными полномочиями, бездействие власти, совершенные из корыстной или иной личной заинтересованности, превышение власти или служебных полномочий, повлекшие причинение ущерба в крупном размере или существенного вреда правам и законным интересам граждан либо государственным или общественным интересам.
Top